Продам партию хрусталя
А.Друзь


«Что?Где?Когда?» - для большинства из нас это не просто набор вопросов, а название Игры, знакомой многим с юности, а тем, кто помоложе – если не с «зародышевого состояния», то с самого раннего детства. Ведь ее телевизионной версии уже более 36 лет – официальным Днем рождения «Что?Где?Когда?» считается 4 сентября 1975 года, день, когда впервые была показана одноименная семейная викторина. В 1976 году викторина превратилась в телевизионный молодежный клуб «Что?Где?Когда?» (тогда и появился впервые волчок – своеобразный символ игры). Вопросы для первых игр придумывал создатель и, впоследствии, бессменный руководитель и ведущий «Что?Где?Когда?» – Владимир Ворошилов, а затем стали приниматься вопросы от телезрителей, ставших, таким образом, командой-противником знатоков. В следующем году в игровом зале появился живой символ передачи – филин Фомка, а в игре –нововведение – минута обсуждения. Позже правила и формат игры многократно менялись, но минута обсуждения осталась традиционной для клуба.

Как мы любили эту передачу! В тот момент, когда волчок замирал, и голос ведущего должен был произнести вопрос, переставали дышать, чтобы не пропустить ни слова и начинали лихорадочно думать – вдруг и у нас родится правильная версия ответа. И, если это случалось, гордость переполняла того счастливчика, который вспомнил, угадал, или придумал правильный ответ - он начинал восприниматься окружающими, и, что немоловажно, собой самим «очень неглупым человеком». Азарт игроков передавался и нам, телезрителям, и мы забывали, что, сидя по «эту» сторону экрана, болеть нам надо не за знатоков, а за команду «наших»... Наверное, именно эта любовь к Игре и желание огромного количества людей по всей стране участвовать в ней и способствовали появлению в 1989 году спортивной версии «Что?Где?Когда?», то есть соревнования команд друг против друга на одних и тех же вопросах. Правила игры просты - команды располагаются так, чтобы не мешать (и, соответствено, не «помогать») друг другу во время обсуждения, всем командам одновременно задаются одни и те же вопросы, на которые после минуты обсуждения нужно ответить в письменном виде и сдать ответ ведущему. Ведущий проверяет ответы и в конце игры подводит результаты. Чем особенно хороша эта форма? Зрителей в «чистом виде» практически не остается. Даже те, кто пришел просто посмотреть на знатоков, может — и должен! — быть вовлечен в игру. А, вовлекшись однажды, хочется продолжать – появляется какой-то особый азарт и огромный интерес к ней.

Спортивный вариант «Что?Где?Когда?» получил повсеместное распространение и стал популярным во всех странах, где живут люди, говорящие и думающие на русском языке. Но мало кто из наших читателей знает, что в любимую Игру можно (и нужно!) играть и здесь, в Монреале. 

Монреальский клуб «Что?Где?Когда?» существует 8 лет. Идея его создания принадлежит Люде Шенкер, сумевшей организовать его, а также разыскать и сплотить в нем группу единомышленников. Как и в любом клубе, есть в нем свои ветераны – люди, играющие со дня его основания, некоторые из которых - знатоки с многолетним опытом игры в разных странах , ставшие уже практически профессионалами. Есть и лидер – нынешний Президент клуба Ольга Овсянникова, взявшая на себя заботы по организации игр , а раз в год – и досуга (летом знатоки встречаются на пикнике, приходят семьями, с детьми). В клубе всегда рады новичкам - любой желающий играть будет принят здесь с большой радостью и в первый же день почувствует себя здесь «своим».

Игра проходит в очень живой обстановке, сопровождающейся обычно остроумными комментариями участников, которые хочется записывать, чтобы делиться потом с друзьями, но не получается из-за быстрого ритма происходящего. Знатоки делятся на несколько команд (в зависимости от количества участников). Ведущая, дикции которой могут позавидовать некоторые современные телеведущие, зачитывает вопрос. В течение минуты обсуждения с помощью общих знаний, логики и вдохновения нужно постараться найти правильный ответ. Для этого знатокам, кроме непосредственно эрудиции, требуется умение оригинально и нестандартно мыслить, причем делать это стремительно. Важно не стесняться озвучивать свои мысли, даже если они супернеординарны - бывает так, что самые невероятные версии оказываются правильными, вызывают ассоциации или наталкивают на правильный ответ. Из множества вариантов игрок, избранный «синтезатором идей», отбирает несколько самых интересных, и только ответ, наиболее понравившийся команде, записывается и сдается ведущему. Очень интересно участвовать в этом процессе и наблюдать (а, если повезет с озарением , то и внести свою лепту) рождение и развитие командной мысли. Кстати, умение слышать друг друга во время обсуждения - необходимое качество для команды, желающей чего-то добиться. 

Обычно игра состоит из нескольких частей и длится 2.5 – 3 часа. Музыкальная пауза отсутствует, но она заменена не менее приятной чайной. Уже вошло в традицию, и она активно поддерживается участниками, приносить разные лакомства к чаю, и в перерывах общение знатоков становится не только приятным и веселым, но и вкусным. 

Заряд положительных эмоций, полученный от игры и общения, вдохновляет, оживляет, наполняет жизненной энергией на месяц – до следующей игры.

Итак, 

ЧТО?
Клуб любителей интеллектуальной игры, объединяющий людей абсолютно разных возрастов, профессий, полов, комплекций и политических взглядов. Общим является желание «шевелить извилинами» - заниматься интеллектуальным спортом, используя при этом, кроме таких необходимых атрибутов, как запасы знаний (у всех разных, но необходимых хоть в каком-то количестве), памяти, интеллекта, интуиции и смекалки, еще одно важное качество - чувство юмора.

ГДЕ?
В помещении YM-YWHA по адресу: 
5400 Westbury Avenue, Montreal, Quebec, H3W 2W8, комната J1.

КОГДА?
В последнее воскресенье каждого месяца в 16:30.
Если есть вопросы, кроме «Что?», «Где?» и «Когда?», или дополнительные «Что?», посетите сайт Клуба: http://montreal.chgk.info/ 

 

 

 


 

Статья написана Ларисой Кубик, знатоком из команды "Совхоз Победа" для газеты "Место встречи - Монреаль". Опубликовано 2 декабря 2011г. 

Благодаря этому репортажу, клуб приобрел несколько новых знатоков.

Спасибо ей огромное.